вторник, 18 сентября 2012 г.

КАК ПЕРЕЖИТЬ АДАПТАЦИЮ… ВОСПИТАТЕЛЮ!


Это страшное слово «адаптация»… Даже бывалые воспитатели яслей вспоминают этот период с содроганием – о, нет, опять! Опять крики, вопли, безудержный плач, истерики у детей (и  родителей)! И после того, как адаптируешь детей (и их родителей) к режиму и порядкам детского сада, чувствуешь себя не просто выжатым лимоном, а лимоном, по которому проехался асфальтоукладчик.
Как же выйти из этого периода без тяжёлых последствий для собственной психики?
Это нелегко, недаром почти у всех воспитателей (не только у «ясельников») профессиональная болезнь – гипертония. Давление подскакивает при стрессе, а стрессы у воспитателей случаются чаще, чем у бухгалтеров или, скажем,  секретарей. А время адаптации – это сплошной непрекращающийся стресс на протяжении нескольких часов подряд! И так каждый день. Ужас!  
Во-первых, работайте в тесном контакте с администрацией детского сада – график приёма детей должен быть растянутым! Это прописная истина, но соблюдается она не везде. И когда вам в первый день дают одномоментно, в одно время 10 новеньких детей, а на следующий день в то же время еще 8-9, то ни о какой адаптации речи не идет – воспитатель в окружении толпы орущих детей просто думает, куда подальше сбежать. Даже если вы станете на голову, успокоить 10 одновременно ревущих и требующих маму детей не получится!
А ведь ясли – это лицо детского сада! Именно с яслей родители знакомятся с учреждением, его порядками, средой, сотрудниками. И когда родитель приводит своего малыша в группу (перед этим нарассказав ребенку, как там здорово, какая там хорошая тетя и веселые детки) и видит… измученного воспитателя в окружении рыдающих детей, желание отдавать своего ребенка в этот дурдом как-то пропадает. Судят всегда по первому впечатлению, оно ведь самое сильное. И первое впечатление обязано быть благоприятным.


Второй, не менее важный момент – работа с родителями. Среди воспитателей давно уже бродит шутка, что мы воспитываем не столько детей, сколько их родителей. Доля правды в этом есть.
 Хоть большая часть родителей и относится серьезно к новому периоду в жизни ребенка (стараются соблюдать режим, готовят такие же блюда, как в детском саду, приходят заранее в группу, чтобы в спокойной обстановке познакомиться с воспитателями, приучают ребенка к мысли о новом статусе «без мамы» и т. п.),  но обязательно попадется несколько человек, для которых детский сад – просто способ избавиться от ребенка на несколько часов и заняться своими делами. Такие родители в первый же день могут оставить ребенка в группе до вечера, искренне не понимая, почему этого делать нельзя. Не позволяйте им «форсировать» адаптацию, объясните, какими последствиями для ребенка это обернется. 

Ведь даже если воспитатель будет ангелом с тремя парами крыльев, ребенок не сможет полюбить его с первого взгляда – это естественный инстинкт самосохранения, «боязнь чужих». Оставив своего ребенка с чужим ему человеком на целый день, родитель обеспечит ему такой стресс, что здоровье малыша просто не выдержит. Начнутся  болезни, в которых, естественно, будет «виноват» детский сад, а не родители, не соблюдающие адаптационный режим. 



Поэтому подавите своеволие родителей в зародыше. Объясните им, что все последствия нарушения режима адаптации отразятся на их ребенке болезнями, депрессией, агрессивностью. Объясняйте аргументировано, с привлечением педагогической литературы и жизненных примеров (как правило, в детский сад поступают дети из одного микрорайона, где родители уже перезнакомились друг с другом на детской площадке и знают соседских детей сходного возраста).


Если ничего не помогает, смиритесь. В ваши обязанности не входит воспитывать взрослых людей -  это  их дети, и они могут поступать с ними, как им вздумается. Но в случае скоро наступившей болезни или негативного отношения к детскому саду у ребенка, напомните им, что всего этого можно было избежать, соблюдая адаптационный режим посещения детского сада.

О третьем, и, безусловно, самом важном - как же пережить адаптацию именно воспитателю, расскажу позже... 

5 комментариев:

  1. Спасибо за полезный, интересно изложенный материал. Почерпнула для себя некоторые моменты, на которые раньше не обращала внимания.

    ОтветитьУдалить
  2. Анна, думаю, что по 8-10 детей ежедневно - это непрофессионализм административного корпуса. Неужели сейчас это имеет место быть? Мысли Ваши правильные, но на мой взгляд, статья немного резковатая.Это на мой взгляд.

    ОтветитьУдалить
    Ответы

    1. По приёму детей я взяла крайний случай, со мной такого не было, но у других коллег случалось, приходилось слышать.
      А насчет резкости - я писала эту статью как раз по следам адаптации, то есть, на всякую политкорректность не было уже больше моральных и физических сил :)

      Удалить
  3. Да, статья, действительно о наболевшем. Мы психологи всегда на шаг ближе к детям, чем все остальные пед работники и болеем чаще за детей,думая о том, педагоги они профессионалы своего дела и должны справляться и с собой и с ситуациями. Что касается поступления детей..у нас в этом плане все замечательно - 2 ребенка в 3-4 дня и по два часа. Это, конечно же значительно облегчает период адаптации и детей, и родителей, и как ни странно воспитателей! http://psiholog-blr.blogspot.ru/

    ОтветитьУдалить
  4. А все таки,какие можете дать советы,как успокоить плачущенго ребенка? И не просто плачущего,а орущего во все горло-Я К МААААМЕЕЕ хочу!!!
    У нас таких пока двое.и из за этих каждодневных воплей начинает истерить вся группа. И невозвможно ничем успокоить,одних успокоишь,вторые начинают концерт и так по цепочке. Стоит их забрать и все,в группе тишина и покой. Как быть с такими детками?

    ОтветитьУдалить