понедельник, 26 ноября 2012 г.

КАК ПЕРЕЖИТЬ АДАПТАЦИЮ… ВОСПИТАТЕЛЮ! (окончание)

В предыдущем сообщении мы разобрали два важных момента, от которых зависит, как воспитатель перенесет адаптационный период в детском саду. Пора перейти к последнему аспекту, но самому важному...





Третий момент, безусловно, наиглавнейший – вы сами. Чтобы вам лично выйти из периода адаптации без потерь для психики и здоровья, нужно позаботиться о себе, любимой (ведь кто еще сделает это за вас?).
Первое – правильный настрой. Морально подготовьтесь к тому, что каждое утро будет начинаться слезами и истериками, что придется говорить, не замолкая, в течение нескольких часов, повторять ответ на вопрос «Мама придет?» полтора миллиона раз в день, иногда сносить побои и обзывания от детей, которых вы не пустили к маме (и при этом не сорваться на ребенка – он не виноват, что ему страшно), и т.д. 
Чтобы облегчить первые часы пребывания в детском саду, используйте такое удобное детское качество, как любопытство. «А давай посмотрим… (в окно, за дверь, в шкафчик, в мешочек…) – что там?». И пусть там окажется игрушка, лучше заводная или звучащая, или просто яркая. «А давай послушаем…(музыкальную игрушку, говорящую куклу, песенку на магнитофоне…)».  «А давай… (вытащим что-то из мешочка, достанем из ящичка, посмотрим, что это в коробочке тарахтит)» и продолжаем в таком духе. 



Любопытство надо использовать как можно чаще, чтобы детям хотелось вернуться в детский сад и узнать, что еще там есть интересного. Не всегда это панацея, некоторых детей отвлечь очень трудно. Но пытаться надо, обращаясь как  бы к другим детям, и самый громкий крикун и упрямец заинтересуется «что это они там рассматривают». (Все эти приемы опытным воспитателям, безусловно, известны, и используются, что называется «на автомате»).

Вам лично, чтобы выдержать каждодневную бурю эмоций (причем зачастую исключительно негативных) нужно иметь железные нервы и гранитное спокойствие. Не всех воспитателей этими качествами наградила природа. И если вы не из таких, помогите своей психике – облегчите себе жизнь на период адаптации. 


Во-первых, если вы сидите на диете – плюньте на неё на пару месяцев. Вашему организму и так нелегко, а если еще и ограничивать его в пище, станет совсем туго. Балуйте себя, выполняя все свои желания, на которые обычно вы накидываете узду – вам сейчас необходимы положительные эмоции. Помогите своей психике выстоять с помощью мягких успокоительных средств. Приходя домой, возьмите за правило оставлять свои переживания за порогом. Пусть вашим слоганом будет: «О работе думать на работе».

Всё проходит в этом мире, пройдет когда-нибудь и адаптация, какой бы она ни была растянутой. И тогда настанет время пожинать плоды вашего титанического труда. Детей не придётся больше заносить в группу рыдающих – они будут сами забегать с улыбками, громко рассказывать о своей домашней жизни, приобретениях и открытиях, хвастаться обновками. И уже родителям придётся вечером уговаривать своих детей идти домой. А дети будут использовать любую возможность, чтобы побыть в группе подольше («попить водички», «убрать игрушку», сказать «До свидания» раза три-четыре,  и т.п.).


И когда адаптация наконец-то завершится, все первоначальные ужасы и нервотрёпка будут постепенно забыты под влиянием положительных эмоций, которые дети станут доставлять вам каждый день. Их улыбки, весёлый смех, доверительный разговор тёплой волной смоют весь негатив, который ещё оставался у вас после их адаптации. И вы ещё будете вспоминать, глядя на этих шалунов: «А ведь как рыдали!» И когда уже в дошкольную группу вы отдадите совершенно адаптированных, приученных  к   режиму, самостоятельных детей, вы почувствуете себя гордой, как Люцифер: «Я сделала это! Я смогла!»

И вы будете абсолютно правы! 



3 комментария:

  1. Да, действительно, Анна, приемы, Вами описанные, имеют успех у малышей. Из опыта знаю, кукольный театр, да еще со сменой голосов (то ты ласковая кошечка, то веселая белочка...), вызывает бурю положительных эмоций. И еще один важный момент. Психолог должен обязательно находиться во время адаптации в группе, который по итогам (листы адаптации, наблюдения) этой адаптации пишет справку. А с родителями надо проводить умные беседы. К сожалению, не все они педагоги и психологи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв, Татьяна, и насчет психолога, вы, конечно, правы. Да только мы, ясли, так громко плачем, что психологи обходят нас десятой дорогой в момент адаптации :)) Самая лучшая поддержка - от коллег - напарницы и няни. Если есть с ними взаимопонимание, и на работу идти веселей, и никакие трудности не страшны.

      Удалить
  2. Анна)) в защиту психологов!) Ранее вы псиали о том, что иногда все решает взаимодействие с администрацией, я считаю это наиглавнейший вопрос в организации адаптационного периода - составление графика поступления детей в детский сад. Если как вы говорите 10 человек сегодня, 8-9 завтра и у всех синдром подражания-заражения плачем, то психологи не особо помогут. Надо, чтобы администрация была также в этом заинтересована. Вы все очень грамотно описали в этом плане. Соглашусь) У нас дети не кричат и я каждое утро обхожу все свои первые младшие и вторые младшие группы. Как правило на 4 группы может быть 1 ребенок действительно плачущий...нет проблем беру к себе играем с песком, в кукольный театр, фотографируемся, на выходные фотографии маме по электронной почте, на выходных они рассматривают фотографии на позитиве и в понедельник идут в детский сад) Помогает)

    ОтветитьУдалить